Блоги Сосисочная преемственность

Сосисочная преемственность

62df9eas-960
Сосисочная преемственность
Асатур Акобян
Автор Асатур Акобян / Автожурналист портала autotest.pro

Добрый день!

Продолжим о дизайне автомобилей)

В предыдущих сериях:

Кризис дизайнерских идей или куда нам столько «парящих» крыш?

Дизайн руками маркетологов

Почему сосисочная? Да потому, что в последнее время модели всех трех немецких премиум-брендов (а в принципе и не только немецких) стали различаться между собой лишь длиной, как сосиски. И основное тому объяснение — акцент на преемственность.

Преемственность бывает в рамках как одной модели, так и всего бренда.

Когда речь заходит о внутрибрендовой преемственности, то основной ее задачей является выдержать все модели одного поколения в схожем стиле, тем самым подчеркнув их принадлежность к одной марке и повысив узнаваемость среди автомобилей конкурентов.

Как правило такого эффекта можно достичь найдя свою "фирменную" стилистику, завязанную на оригинальность и схожесть светотехники (фар и фонарей), фальшрадиаторных решеток, плечевой и оконной линий кузова, а так же общими пропорциями кузовов одного типа.

Лучше всего в этом деле преуспела немецкая тройка: Ауди, БМВ и Мерседес.

Каждая нашла свою фирменную черту, которой и старается придерживаться, причем речь не только о фальшрешетках радиатора, о которых я уже не так давно писал , но и в целом о подходе к нарисованию автомобилей.

Порой бывает сложно с ходу понять какая именно перед вами модель, А3 или А6, а может Ку3? Зато вопросов касательно бренда точно не возникает — 100% Ауди! Узнаваемость бренда среди конкурентов — 5 баллов (по 5-и бальной шкале) Узнаваемость модели внутри бренда — 3 балла Преемственность дизайна внутри одного поколения — 4,5 балла

Например Ауди в этом вопросе ведет себя довольно консервативно, и это касается не только отличий межд моделями, но и даже между их поколениями. Дизайн довольно строгий, с множеством прямых спокойных линий, глядя на которое возникает только одно чувство — спокойствие. Примерно такой же эффект оказывает зеленый цвет для наших глаз.

Сзади все модели Ауди придерживаются прямолинейной строгости. Преобладают прямые линии, квадраты и треугольники. Узнаваемость бренда среди конкурентов — 4 балла Узнаваемость модели внутри бренда — 3 балла Преемственность дизайна внутри одного поколения — 5 баллов

Форма фар и фонарей пожалуй наиболее прямоугольная из немецкой тройки, и соответственно в них меньше всего азиатщины. Боковая линия кузова как правило прямой или волнистой струной простирается от носа до хвоста автомобиля, визуально подчеркивая его длину.

Интерьеры у Ауди в последнее время стали более разнообразны от модели к модели, однако какого-то общего четкого стиля нет. Где то преобладают круглые дефлекторы и встроенные мониторы, а где то — прямоугольные дефлекторы. Однако не смотря на это общий дизайн Ауди все равно можно прочитать в отдельных элементах. Узнаваемость бренда среди конкурентов — 4,5 балла Узнаваемость модели внутри бренда — 4,5 балла Преемственность дизайна внутри одного поколения — 3 балла

Будь Ауди человеком, это был бы метросексуал, вечно одетый в чистенький и выглаженный костюмчик, модные, но не броские туфли, и конечно же пальто. Из аксессуаров — классические стрелочные часы. Телефон — iPhone, причем не факт, что самый последний, в котором кроме функций звонить и СМС он изредка слушает музыку и пользуется навигатором.

Обилие моделей в последнее время так захлестнуло Мерседес, что порой отличить А-класс от ГЛА или ЦЛА практически не возможно, особенно при взгляде спереди. Зато узнаваемость Мерседеса — 100%-ная и наконец-то он не ассоциируется с дизайном Опеля, как это было например с Ц-классом прошлого поколения. Узнаваемость бренда среди конкурентов — 5 баллов Узнаваемость модели внутри бренда — 3 балла Преемственность дизайна внутри одного поколения — 5 баллов

Если же взглянуть на нынешние Мерседесы, то здесь пожалуй Азия вогрузила свой флагшток как на покоренной вершине! Фары — самые раскосые, фонари — многогранные и заостренные, а боковая линия поломана в нескольких местах как уши борцухи.

Сзади модели Мерседеса пока еще имеют больше различий, однако удачная идея с фонарями нового S-класс купе похоже настолько запала самим дизайнерам Мерседеса в душу, что они прилепили их и новому Ц-купе, и ГЛЕ купе, и даже обычному ГЛЦ. Пока еще спасает ситуацию со схожестью внутри бренда то, что еще не вышел новый Е-класс, однако те, кто уже видел шпионские фото внешности и интерьера смогут подтвердить, что это почти точная копия S и Ц класса, а значит разобраться кто где станет еще сложнее… Узнаваемость бренда среди конкурентов — 4,5 балла Узнаваемость модели внутри бренда — 3 балла Преемственность дизайна внутри одного поколения — 5 баллов

Основная задача такого дизайна — освежить восприятие модели, дав одновременно что-то новое и свежее, и оставив при этом общие черты кузова узнаваемыми. Всевозможные изгибы и отсутствие академических прямых игриво зазывают падких на красоту ценителей прекрасного.

Возможно таким образом дизайнеры Мерседеса хотят передать его свободное от предрассудков настроение, ведь каким бы неординарным ни был его дизайн — звезда на капоте мигом превратит автомобиль в объект вожделения.

Интерьер — конек Мерседеса! Он может быть далеко не во всем удобным и не везде практичным, а на бюджетных моделях еще и с использованием откровенно дешевых материалов, но одно его преимущество с лихвой перекрывает в глазах потребителей все эти минусы — он стильный и очень красивый! Причем вне зависимости от уровня модели. Правда отличить например интерьеры A, B, CLA и GLA, равно как и C и GLC, или GLE и GL — не представляется возможным даже будучи очень подкованным. Узнаваемость бренда среди конкурентов — 5 баллов Узнаваемость модели внутри бренда — 3 балла Преемственность дизайна внутри одного поколения — 4,5 балла

Будь Мерседес человеком, он бы был высокой длинноногой девушкой, скорее всего блондинкой, в ярком платье необычной формы и обилии блестящих аксессуаров и драгоценностей. Телефон — золотой iPhone 6s, потому что плевать что он большой и неудобный, зато у всех подруг такой же, а от ну никак нельзя отставать! Любимые функции — Инстаграм, Фейсбук, Твиттер и конечно же селфи везде и в любых позах. И не забываем про модный чехол!

Каждая модель БМВ смотрится весьма агрессивно, даже если речь идет от 2 Гран Турер. Правда внутри бренда он смотрится пожалуй самым дружелюбным, но на фоне конкурентов — минивенов это все еще агрессор! всего лишь два удачных элемента — ноздри и кольца позволяют натянуть эту морду на любой автомобиль и выдать его за БМВ! Узнаваемость бренда среди конкурентов — 5 баллов Узнаваемость модели внутри бренда — 4 балла Преемственность дизайна внутри одного поколения — 4,5 балла

Дизайн БМВ — это конечно же агрессия и стремительность! Автомобиль всем своим видом должен показать, что он не только быстрый и сильный, но еще и умеет сочетать это с утонченной элегантностью. Ноздри фальшрешетки уже давно у многих владельцев ассоциируются с животным миром, невольно наталкивая на ассоциации со зверушками, но от этого автомобиль только выигрывает, потому что к нему начинаешь относится как к чему-то одушевленному, словно домашнему питомцу (может кстати поэтому БМВшники, коим и я являюсь, любят эту марку сильнее?).

Сзади практически все модели вернулись к родовому L-образному профилю фонарей с горизонтальными ламелями светодиодов. Не смотря на местами встречающуюся схожесь фонарей некоторых Лексусов, опознать БМВ сзади так же не составит труда. А вот определить модель порой бывает сложновато… Узнаваемость бренда среди конкурентов — 5 баллов Узнаваемость модели внутри бренда — 4 балла Преемственность дизайна внутри одного поколения — 5 балла

Кроме ноздрей ключевым элементом уже долгие и долгие годы являются коронарные кольца ходовых огней (ангельские глазки), дающие 100% узнаваемость в любое время суток (если только это не цивик или круз с колхозными фарами с колечками :D), а так же L-образные фонари, визуально расширяющие корму автомобиля.

При взгляде сбоку в первую очередь конечно же бросается в глаза изгиб Хофмайстера, и если на автомобилях в кузове универсал/хетчбек (Х1-Х6 и некоторые другие) этот изгиб носит скорее только дизайнерскую составляющую, то на других моделях (преимущественно седанах) такой изгиб позволяет с большим комфортом войти на задний ряд, не рискую приложиться головой о заднюю стойку.

Так же боковину пронизывает несколько прямых горизонтальных линий. Ключевая — плечевая линия, четко разделяющая верх и низ автомобиля, которая в совокупности с дополнительной выштамповкой по нижнему контуру кузова создает объемный эффект и интересную игру света и тени.

Интерьер последних лет БМВ наконец то перестал быть откровенно спартанским и сделал таки шаг навстречу потребителю. Порой еще встречаются не самые приятные материалы в отделке, в том числе и аналогичный Мерсу дешманский пластик, однако сочленение элементов продуманно чуть лучше, из-за чего салоне меньше подвержен скрипам с годами и при перепадах температур. Дизайн менее броский на фоне Мерседеса, чтобы излишне не отвлекать внимания водителя, однако смотрится вполне приятно, и что более важно — крайне удобен и без явных эргономических огрехов. Узнаваемость бренда среди конкурентов — 5 баллов Узнаваемость модели внутри бренда — 3,5 балла Преемственность дизайна внутри одного поколения — 5 баллов

Стоит отметить, что игра света и тени с приходом Криса Бенгла стала одним из ключевых моментов дизайна БМВ, а после концепта GINA, являющего собой родстер с "живым" не металлическим кузовом (определенный состав ткани, натянутый на трубчатый каркас) вся стилистика БМВ пошла по стопам "живого/животного" дизайна.

Концепт был создан аж в 2001 году, однако официально показан публике только в 2008!

BMW Gina. Обязательно посмотрите видео про этот шедевр!

Будь БМВ человеком, это был бы спортивный молодой человек, не стесняющийся носить пиджак с джинсами, кедами и футболкой, любящий стильные аксессуары, но знающий меру в их количестве. Борода или щетина — абсолютно нормальное явление. Телефон — имиджевые или топовые модели Самсунг или iPhone (не обязательно самые последние), в меру функциональные и продвинутые, но без ущерба удобству пользования им как телефоном. Походить со старенькой Нокией, не переживая быть засмеянным — пфф, не вопрос.

Все это касалось преемственности внутри бренда. А что такое межмодельная преемственность?

Это когда вы не глядя на шильдики можете по габаритам и дизайну понять, что перед вами например А4 предыдущего поколения, или семерка БМВ 90-ых годов, не спутав при этом их с младшими или старшими поколениями. То есть опознать среди схожих по дизайну моделей одного бренда и лет выпуска принадлежность автомобиля к конкретной модельной линейке.

И здесь есть весьма интересный момент, ведь если отсутствие преемственности внутри бренда является дурным тоном и говорит скорее о несостоятельности марки изобрести свое "лицо", то отсутствие преемственности среди одной модели, но разных поколений не является столь критичным и у каждой марки есть свое видение на данный вопрос.

Кто-то единожды изобретя очень удачный дизайн продолжает эксплуатировать его узнаваемость и акцентирует внимание на технической начинке, как например Порше 911 или ФВ Жук. Это пример эволюционного подхода, подразумевающего постоянное совершенствование одного дизайна, оттачивая его и доводя до идеала. Проследить родственность моделей можно даже в тех случаях, когда перед вами стоят два поколения автомобилей, между которыми были еще звенья.

Кто-то же предпочитает от модели к модели придумывать новый дизайн, каждый раз пытаясь с нуля завоевать сердца покупателей — Форд Фокус, Пежо 308, Тойота Королла и т.д. Это примерреволюционного подхода, подразумевающего соответствие модели текущим ценностям бренда, но без привязки к стилистике предшественника. Минус в том, что увидев свежую модель впервые, не всегда удается четко ее идентифицировать. Для кого-то это плюс, а для кого-то — минус.

Так как речь у нас идет о Немецкой тройке, то стоит обратить внимание, что среди них так же есть приверженцы обоих этих подходов, однако все немного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Поскольку наиболее показательными с точки зрения дизайна являются как правило флагманские модели, то и сводку я сделал именно по ним, и рассуждать мы будем так же отталкиваясь от их дизайна.

Так же небольшая ремарка, чтобы всем было понятно значение слова Флагман в контексте автомобильной индустрии: основные синонимы Флагмана — это «первый», «главный» и «ведущий», т.е. под ним понимают модель, занимающую наивысшую позицию в иерархии моделей автомобильного бренда, коими и являются Ауди А8, Мерседес S-класса и БМВ 7 серии.

Однако у слова Флагман, как выше писал, есть еще и синоним "первый", т.е. это модель, которая первой являет миру новые разработки и технологии, которые в дальнейшем появятся на остальных моделях бренда.

И если у Мерседеса и БМВ все инновации на 95% появлялись именно на S-классе и 7 серии, то Ауди как то неудачно расположила в производственной программе модель А8, и она то и дело отстает от других моделей концерна. Например мультимедиа система MMI впервые появилась на моделях Ку7 и А4, впрочем как и новомодная полностью цифровая приборка. Светодиодные полоски ДХО так же впервые появились не на А8, а на R8.

Есть и другие примеры, и это все конечно не критично в масштабах бренда, но когда речь идет о статусе, то согласитесь обидно купить свежую А8 и не иметь тех опций, которые есть в младших моделях…

Возвращаясь к теме эволюционно-революционного подхода к дизайну предлагаю взглянуть внутрь флагманов и в профиль на их кузова, так как перед и зад скорее относятся к внутрибрендовой преемственности, а межмодельную преемственность (преемственность поколений) проще отследить именно по профилю кузова.

Шесть поколений МБ и БМВ, и три поколения Ауди, причем место напротив современных моделей МБ и БМВ оставил пустующим, так как новый кузов Ауди еще только предстоит выпустить.

Если смотреть снизу вверх, то Мерседес придерживается следующей схемы:

Эволюция > Эволюция через Революцию > Революция > Революция > Эволюция через Революцию > ?

БМВ:

Эволюция > Эволюция через Революцию > Революция > Эволюция > Эволюция через Революцию > ?

Ауди:

Эволюция через Революцию > Эволюция > ?

Как видно, Мерседес больше придерживается революционного подхода, когда дизайн каждой последующей модели меняется довольно сильно по отношению к предшественнику, при этом временами сохраняя некоторые его черты. Если продолжить логическую цепочку, то следующий S-класс должен быть революционным! То есть ни на что не похожим.

БМВ чуть более консервативная, предпочитая делать кардинальную смену имиджа раз в три поколения, эволюционируя в это время свои модели на грани революции, но сохраняя общие черты. Следующая семерка, которая появится через долгие 7 лет должна стать настоящей революцией в дизайне!

Ауди же больше склонна к эволюционному дизайну, предпочитая оттачивать его от поколения к поколению, что аналогично проявляется и на других ее моделях. Однако так как А8 насчитывает всего 3 поколения, сложно предсказать что нас ждет дальше, но я более чем уверен, что никакой революции и с 95% уверенностью могу утверждать, что это будет Эволюция через Революцию, что мы совсем скоро в ближайшие год-два и узнаем!

Ради интереса предлагаю оценить по аналогичной схеме и интерьеры этих автомобилей:

Интерьеры по мере появления, снизу вверх.

Мерседес:

Эволюция > Эволюция через Революцию > Революция > Революция > Эволюция через Революцию

БМВ:

Эволюция через Революцию > Эволюция > Революция > Эволюция > Эволюция через Революцию

Ауди:

Эволюция через Революцию > Эволюция

Можно сделать выводы, что за исключением того, что интерьеры первых БМВ поменялись типами подхода местами, в остальном сами интерьеры всех трех брендов менялись ровно так же, как и изменялись автомобили внешне.

Так в чем был смысл этой моей статьи?

Смысл таков, чтобы показать и акцентировать ваше внимание на том, что каждый из этой троицы является самостоятельным брендом, имеющим свой подход к проектированию автомобилей, их дизайну и идеологии, и не смотря на борьбу в одних и тех же сегментах им все еще удается сохранить индивидуальность и иметь собственную клиентуру.

А значит вместо того, чтобы обсуждать кто лучше, БМВ, Ауди или МБ, предлагаю просто присесть и задуматься над тем, почему у них по сей день целая армия поклонников, и каждый считает свою любимую марку лучшей?

Все просто — люди разные, и вкусы у них тоже разные, а о вкусах не спорят.

На сегодня все, скоро продолжение…)

Спасибо за внимание!

INSTAGRAM

 


1 комментарий

Оставьте ваш комментарий и на него ответит лично автор статьи!
На нашем сайте размещены только авторские материалы от профессиональных журналистов и известных блоггеров, они с удовольствием вступают в диалог с нашими читателями :)

Об авторе

Асатур Акобян

Асатур Акобян

BMW certified sales manager