Автоэкзотика Тест-драйвы Сравнительный тест-драйв: Mercedes 300SEL 6.3 vs Daimler Double Six, перевод Octane

Сравнительный тест-драйв: Mercedes 300SEL 6.3 vs Daimler Double Six, перевод Octane

2048_2005M541
Сравнительный тест-драйв: Mercedes 300SEL 6.3 vs Daimler Double Six, перевод Octane
Алексей Олефиренко
Автор Алексей Олефиренко / Автожурналист портала autotest.pro

Всем доброго времени суток!

Ранее меня просили уделить внимание автомобилям NSU, Saab и Mercedes. И если с NSU вопрос пока отложен в меру долгий ящик, с Saab-ом нет определенности — до сих пор ищу материал в старых, имеющихся у меня выпусках Octane. Остается Mercedes — и тут мне подвернулась очень классная статья. Это, конечно, не машина Мика Джаггера, но, думаю, многим будет интересен и этот экземпляр. Тем более, что компанию ему составляет утонченный англичанин.

В общем, устраивайтесь поудобнее — статья немаленькая! И приятного вам чтения! Заранее прошу прощения за размер фото — я вообще рад, что удалось найти фотографии именно из журнала. Надеюсь, на общем впечатлении это не сильно отобразится. Итак…

Высшая школа мастерства

Текст: Роберт Каучер
Перевод: Алексей Олефиренко

Морозная зимняя ночь в центре Лондона дарит то, что в столице увидишь нечасто – пустынные улицы. Такая роскошная возможность, что упускать ее – точно грех. Разумеется, дорога с ледовой корочкой – не лучший вариант для легких, бесшабашных спорткаров, но… кто сказал, что мы будем тестировать именно их?

Нет, эту ночь мы посвятим машинам иного рода, паре роскошных, комфортных седанов, которые нынче мирно стоят у бульвара передо мной. В желтовато-белом свете ламп на их кузовах вырисовываются контрастные хромированные шильдики: «6.3» и «Double Six». Пожалуй, я поспешил. Робкий и легкий налет спортивности здесь все же присутствует.

Перенесемся в середину 60-х годов, а именно – в шумный промышленный город Штутгарт, что в Германии. Инженеры в Mercedes-Benz кружат над чертежными досками, а на конвейерах собираются надежные, качественные автомобили. От автоспортивного мира отдел серийных машин порядком отгорожен, ведь даже с момента выпуска великолепного 300 SL Gullwing много воды утекло. Монументальные Fintail-ы и Pagod-ы продаются весьма успешно, постепенно обретают свои черты «квадратные» седаны грядущих поколений. Ни о каких протестах таксистов речи даже не идет.

Рудольф Уленаут – глава вездесущего Mercedes-Benz Rennabteilung (гоночного отдела) в конце 30-х; человек, спроектировавший боевой 300SL W194 – руководит инжиниринговым отделом компании. Один из его подчиненных – яркий, молодой гонщик по имени Ерих Ваксенбергер. Это известный испытатель различных автоизданий, который очень любит спорткары, а вот к седанам – холоден, как лед. Однажды на Нюрбургринге он опозорил водителя-испытателя Майка Паркеса, проехав знаменитую трассу на изящной Pagod-е всего на несколько секунд медленнее, чем Майк на своей 12-цилиндровой Ferrari 250GT Berlinetta. В общем, «Вакс» был парнем не промах.

Ну а флагманом "общедоступного" модельного ряда компании является Mercedes-Benz 300SEL, выпускаемый с 1965 года и оснащаемый рядной 3-литровой «шестеркой» на вполне себе достойные 168 л.с. – для комфортабельного круиза по автобанам на скорости в 160 км/ч лучше и не придумаешь. Так думали все. Но не Хайнс-Ульрих Визельманн, главный редактор влиятельнейшего журнала «Auto Motor und Sport», который раскритиковал «Мерседес», назвав компанию производителем машин для фермеров, пенсионеров и клерков. «Вакс» с этими словами был полностью согласен.

По счастливому и нелепому стечению обстоятельств, в один прекрасный день с конвейера компании свалился (в буквальном смысле) кузов 250SE Coupe. «Вакс», будучи шустрым малым, тут же его облюбовал и запрятал от посторонних глаз. И не где-нибудь, а в отделе экспериментальных разработок. Там он и его команда, с помощью таких высокоточных инструментов, как кувалды и ломы, установили под капот неготового авто исполинский двигатель V8 на 6332 куб. см. от Grosser-a 600 Pullman. Результат команду очень порадовал: наконец-то мотор, который развивает 250 л.с. при 4000 об/мин и 495 Нм при всего лишь 2800 об/мин – по меркам 60-х годов числа просто сумасшедшие, — поселился в легком кузове массового автомобиля.

Уленаут узнал, чем занимается «Вакс» в свободное от работы время, и начал уговаривать последнего дать ему возможность провести тест-драйв. Хот-род ему пришелся по вкусу чуть ли не с первых метров, а потому Уленаут начал уговаривать консервативный совет директоров запустить его в серию – только на базе 4-дверного седана 300SEL. Нехотя, модели был дан «зеленый свет» — высшее руководство решило, что 500 машин будет вполне достаточно. Как бы не так! Аудитория мигом просекла, что ей предлагают чуть ли не «колесницу богов». Оттого, на момент прекращения выпуска 300SEL 6.3 в 1972 году, было продано 6526 седанов. Каждый из которых стоил дороже, чем Ferrari 365GT 2+2.

300SEL 6.3 дебютировал в марте 1968 года на автосалоне в Женеве, пресса приняла его очень воодушевленно. Mercedes соизволил выпустить настоящего покорителя автострад! У немцев появился гиперкруизер, способный одаривать комфортом на скорости в 200 с лишним километров в час.

На стратегически важном рынке США 6.3 был представлен в июне 1968 года, причем презентация прошла… на треке «Лагуна-Сека»! Американцы новинкой живо заинтересовались – еще бы, прохождение квоттера за 14.25 секунды, разгон 0-97 км/ч за 6.8 секунды и максимальная скорость в 225 км/ч! И вдобавок им дали понять, что это «не просто очередная машина с наращенной кубатурностью», а отменно проработанный лимузин, оснащенный 4-ступенчатой автоматической трансмиссией, пневматической подвеской и эффективным кондиционером – ну как тут не влюбиться? Янки с бензином в крови чуть ли не в очереди выстраивались за немецким драгстером, способного «обидеть» на четверти мили и Porsche 911S, и Ferrari 330GTC.

У Jaguar-а с Mercedes-ом были старые счеты – еще с момента первой встречи в Ле-Мане в 50-х Ковентри точил зуб на Штутгарт. Как и Mercedes, Jaguar тоже слегка отошел от темы настоящих спорткаров – ведь, казалось бы, к чему лишние движения, если на ура продается E-type, представленный в 1961-ом? Популярные седаны – S-type и поздние версии достопочтенного Mk2, — медленно катились по стапелям Browns Lane, британский средний класс в них души не чаял. Но все было не так просто. Тамошние инженеры не сидели без дела.

XJ6. Он был явлен миру в сентябре 1968-ого, предлагая версии с моторами 2.8 и 4.2 литра. Полностью независимые подвески обеих осей, кожаная отделка (в базе – только на 4.2), кондиционер – это был «лучший Jaguar в истории», как вещал с экранов телевизоров Сэр Уильям Лайонс. И он не врал. Даже журнал «CAR» наградил машину премией «Автомобиль Года». «Ягуар» был невероятно технически продвинутым, но, при этом, все было выполнено на должном уровне.

Немцы были потрясены. Новый Jaguar был отменным автомобилем для преуспевающих докторов и управляющих банками, при этом он отличался вполне себе сдержанной стоимостью и великолепными повадками на ходу! Что уж говорить – на фоне XJ6 уходящий на покой «Ягуар 420» выглядел старым желе. «Иксджей» был современным, он был юрким… и единственное, что его губило – это астматичные рядные «шестерки», которые ну никак не соответствовали стремительному силуэту седана. 2.8-литровый мотор выдавал чуть больше 120 сил, в то время как 4.2-литровое сердце производило около 200 сил – хотя по паспорту должно было быть 245. Из-за этого флагманский XJ6 4.2 разгонялся до 97 км/ч целых 9 секунд, а его «максималка» едва доходила до 200 км/ч. Согласитесь, так себе показатели.

Однажды кто-то на Browns Lane посчитал, что компания должна дать бой немцам с их покорителем автобанов 300SEL 6.3. К счастью, на тот момент у Jaguar-а уже был готовый вариант двигателя – 5.3-литровый алюминиевый V12 пера Вальтера Хассана и Гарри Веслейка, который разрабатывался для E-type Series III и который весил всего на 36 кг больше архаичной «шестерки», что унаследовал XJ6. Рубикон перейден – жребий брошен.

XJ12 показали общественности в 1972 на Earls Court Motor Show, и немцы были снова шокированы. Двенадцатицилиндровый седан, способный разгоняться до 235 км/ч и достигать 97 км/ч за 7.4 секунды – и все это за £3720? За треть цены Rolls-Royce Silver Shadow и за половину 6.3?! Невероятно. Кроме того, у автомобиля был приятный расход топлива, но тогда, (незадолго) до топливного кризиса, это мало кого интересовало, тем более выходцев из Мейфэра.

Изначально в Jaguar думали сделать V12 с двумя распредвалами в ГБЦ, но SOHC-версия оказалась настолько производительной в плане крутящего момента, что от этой затеи отказались. Рассматривался и вариант с V-образной «восьмеркой», однако англичане побоялись, что он останется незамеченным в США из-за массы достойных V8 своих автопроизводителей – хотелось выставить Jaguar в свете более экзотическом, более ярком. Чтобы в глазах клиента это была необычайность уровня Ferrari, совмещенная с гладкостью подачи мощности Rolls-Royce. На ранних этапах проектирования предполагалось оснастить двигатель инжектором от AE Bricko, но, в конечном итоге, серийный автомобиль оснастили четырьмя карбюраторами Zenith 175 CDSE.

Когда подоспела версия Daimler, внешне она была практически идентична XJ12 Series I – за исключением, разве что, легкой ретуши на радиаторной решетке да шильды «Double Six» на корме. Возросшую от V12 массу на передней оси были призваны сдерживать новые, более жесткие пружины, а осаждать пыл «пламенного мотора» — вентилируемые тормоза повышенной мощности. Единственной трансмиссией, которая предлагалась для модели, был трехступенчатый «автомат» Borg-Warner Model 12 – только он, из имеющихся в распоряжении компании коробок, был в состоянии «пережевывать» крутящий момент в 412 Нм. В общем, получился форменный самолет. Который, по непонятной причине, летал ниже радаров продаж. Оттого продано было всего 534 подобных авто.

Вернемся к нашей зимней ночи в Лондоне. Жители разъехались по пригороду и сейчас, наверное, лакомятся какой-то вредной пищей перед экранами телевизоров. А значит – дороги свободны. Пришло время узнать, как воспринимаются классические суперседаны по прошествии 40 лет…

Появление на дороге Mercedes-Benz 300SEL 6.3 сопровождается характерным рыком V-образной «восьмерки». Мощный, утробный бас создается каждым кубическим сантиметром огромного рабочего объема. Звук не резкий и не громкий, но он уверенный и напористый. Когда автомобиль подъезжает ближе, можно расслышать, как двигатель всасывает воздух, как работает система впрыска воздушно-топливной смеси… Откуда-то из глубины доносится жесткий треск, который, по мере приближения к раздвоенной выхлопной трубе на конце, обретает более культурную акустическую форму.

Benz выглядит довольно «квадратно» и брутально. Если у Double Six превалируют мягкие, утонченные линии, Benz впору считать представителем индустриального дизайна – элегантно, но с главенствующей функциональностью. Облаченный в зеленый металлик и кремовую кожу (в базе отделка салона была велюровой), 6.3 выглядит именно так, как и должен выглядеть транспорт для поездок к своему шале где-то в Гштаде.

Данный экземпляр, который когда-то совсем новеньким был продан в Швейцарии, ныне принадлежит британскому фанату классики Ричарду Гонтлетту. Он оснащен дополнительными фарами, опциональными колесными дисками, которые в народе называют «Мексиканской шляпой», люком в крыше и солнцезащитной полосой на верхней кромке лобового стекла. Водительская дверь открывается с приятным металлическим щелчком (и захлопывается со звуком падающей гильотины!) – и вы оказываетесь на великолепном, комфортабельном кресле. Большой руль – воплощение духа Mercedes: обод тонюсенький, а центральная часть – массивная. Прямо в центре приборного щитка 6.3 располагается скромный тахометр, в котором, откровенно говоря, нет большой необходимости – свои 250 сил огромный V8 производит на невысоких 4000 об/мин. Затем 4-ступенчтатая АКПП услужливо переходит на повышенную передачу.

По запуску сложная мехатроника двигателя Mercedes приводится в движение и начинает играть своеобразный концерт. Однако стоит только закрыть все двери, как эти звуки остаются где-то там, снаружи. В интерьере воцаряется чуть ли не полноценная тишина. Селектор автоматической коробки с тонким хромированным рычагом плавно переходит из паза в паз открытой «дорожки» с торчащими внутри зазубринами. Если бы Ferrari делала в 60-х автоматические трансмиссии, они были бы похожи на эту. В распоряжении водителя целых четыре передачи, что делает автомобиль весьма передовым как для своего времени.

Рычаг переходит в положение «4» и автомобиль издает глухой звук. Педаль акселератора типично для Mercedes малочувствительная, но стоит нажать чуточку сильнее – и могучий V8 просыпается окончательно. Что тут скажешь – да, господа и дамы, это форменный драгстер от светофора к светофору. Он порывается рвануть с места каждый раз, и когда вы наконец-то даете ему эту возможность, Mercedes стремглав устремляется к следующему светофору – так, как ни один седан его эпохи. Настоящий король квоттера! Разгон очень естественный, водитель ощущает всю мощь, всю силу многолитрового V8. 300SEL 6.3 – это взрывной, шиносъедающий мускул-кар, скрывающийся под личиной лимузина. Именно поэтому он ощущается очень особенным даже сегодня.

Появление Double Six не сопровождается каким-то саундтреком. Он оказывается рядом с тобой внезапно, словно выскакивая из ниоткуда, но тут же приковывает внимание темно-синей краской Oxford, а также хромированными деталями, что так соблазнительны в свете фонарей ночного города. Окна изготовлены из затемненного стекла Sundym, так что красная кожаная обивка салона купается в интимном полумраке. Красота, да и только. К интересным деталям можно отнести хромированные колеса и расписанные вручную линии, украшающие боковины автомобиля. Этот Double Six находится в беспрецедентно великолепном состоянии, но все это – заслуга Грэма Ханта из Кенсингтона. Он скрупулезен и очень любит свой автомобиль.

Открывается дверь – и первое, что вас приветствует, это аромат дорогой кожи Connolly, чей запах приятнее и насыщеннее иной туалетной воды. Водительское сиденье меньше мерседесовского, к тому же установлено значительно ниже. Для его наполнения использовали лишь пружины и конские волосы – в каком автомобиле нынче сыщешь что-то подобное? Дешевая кожа, пластиковые ортопедические сидения – тогда такого не знали. Торпедо, отделанное древесиной грецкого ореха и с приборами от Smith, просто прелесть (покажите мне человека, которому оно не понравится!), но свою немалую лепту в его очарование привносят дополнительные переключатели – прерогатива версии Daimler. Плюс, у конкретно этого автомобиля установлены опциональные подголовники.

Когда запускается V12, с машиной, кажется, ничего не происходит – лишь легкая волна крутящего момента прокатывается через весь кузов. И наступает тишина. Т-образный рычаг переходит в положение «Drive», педаль акселератора утапливается в пол. «Гуоооооош!». Подобное можно услышать только в частном самолете, который разгоняется по ВПП. Вот каков Double Six. Мощь нарастает и весь автомобиль входит в высокоскоростной темп, окруженный ореолом тишины – Daimler даже не пытается намекать улицам о своем присутствии. Из-за низкой посадки создается ощущение, что сидишь в спорткаре, но оно быстро проходит – стоит лишь посмотреть в салонное зеркало заднего вида, в которое видно второй ряд сидений.

Рулевое управление по-американски легкое, однако благодаря современным автомобилям это не кажется недостатком или просчетом. Мы к этому привыкли. Восседая в роскошном салоне, вы ощущаете, что подвеска полностью работает на ваше удовольствие. Комфортный и податливый, V12 не является ни валким, ни плохо настроенным. Он просто быстр и просто сбалансирован. Тормоза полностью соответствуют потенциалу двигателя и коробки передач, но это уже и не важно – я полностью упиваюсь крутящим моментом, которого просто море на любой из трех передач. Грэм Хант рекомендует мне перевести селектор чуть вниз, в положение «2», а затем нажать на педаль газа. Перевожу, утапливаю правую гашетку в ковер от Wilton – Daimler начинает разгоняться по-настоящему быстро! Боже правый!

Кого выбрать? Трудно сказать. Правда трудно. Вообще это сравнение не совсем честное, так как Benz родом из 1969 года, а Daimler Double Six – из 1972, то есть того самого, когда 6.3 покинул производственную линию. Но Mercedes стоит вдвое больше Daimler-a, и именно поэтому, думаю, от него испытываешь чуть больший трепет. А вообще, если честно, я не ожидал, что 6.3 настолько соответствует своей репутации и настолько хорош. Чего не скажешь о Double Six – он свою репутацию превосходит. Я полагал, что на фоне 6.3 он будет ощущаться капризной машиной, пахнущей дешевизной, но вот они стоят бок-о-бок – а подобного чувства и близко нет.

Оба авто воплощают пик инженерной мысли Западной Европы перед искусственным топливным кризисом, который грянул в 1973. После него автомобилисты в преобладающем большинстве начали делать выбор в пользу экономичности, убегая от подобных левиафанов как от огня. Да, они устарели в сравнении с современными авто по статье экономичности, но они по-прежнему быстры. Даже по меркам XXI века. Mercedes-Benz 6.3 – незыблемая икона и эффективное оружие, взросшее на почве немецкого чувства юмора. Но Double Six так же быстр и так же комфортен, плюс имеет в своих формах и повадках долю мало кем уловимой дружелюбности. Дружелюбности, которой я не в силах противиться. Именно поэтому для меня две шестерки лучше шестерки и тройки.

1969 Mercedes-Benz 300SEL 6.3
Двигатель 6332 куб. см., V8, угол развала цилиндров — 90 град., один распредвал на ряд, чугунный блок с ГБЦ из алюминиевого сплава, механический топливный впрыск Bosch
Мощность 250 л.с. при 4000 об/мин
Трансмиссия Автоматическая, 4-ступенчатая, задний привод, самоблокирующийся дифференциал
Тормоза Двухконтурная тормозная система с вакуумным усилителем
Масса 1780 кг
Динамика Макс. скорость 225 км/ч, 0-97 км/ч 6.8 секунды

1972 Daimler Double Six
Двигатель 5342 куб. см., V12, угол развала цилиндров — 60 град., один распредвал на ряд, полностью из алюминиевого сплава, четыре карбюратора Zenith
Мощность 272 л.с. при 5850 об/мин
Трансмиссия Автоматическая, 3-ступенчатая
Тормоза Двухконтурная тормозная система с вакуумным усилителем
Масса 1760 кг
Динамика Макс. скорость 235 км/ч, 0-97 км/ч 7.4 секунды

На заглавном фото изображен Mercedes 300SEL 6.3

Надеюсь, вам понравилось!

LSDiff


2 Комментариев

Оставьте ваш комментарий и на него ответит лично автор статьи!
На нашем сайте размещены только авторские материалы от профессиональных журналистов и известных блоггеров, они с удовольствием вступают в диалог с нашими читателями :)

Об авторе

Алексей Олефиренко

Алексей Олефиренко