Всем привет!
Когда-то давно я делился в своем блоге интересными фильмами, в которых важную роль играют автомобили. И вот на волне общего ажиотажа, вызванного выходом восьмой части “Форсажа”, я вдруг вспомнил про еще одну замечательную картину, которая прошла почти незаметно для широкого российского проката, но которую обязательно стоит посмотреть. Кстати, уверен, что про нее кто-нибудь уже писал, но очень уж хочется поделиться своими мыслями. Будет немного спойлеров, но, поверьте, просмотр фильма они не испортят.
Итак, фильм называется “Вторая жизнь Уве”, и автомобили в нем играют, пожалуй, даже более знаковую роль, чем в том же “Форсаже”. В общем, кому в кино драматургия нравится больше, чем спецэффекты, обязательно стоит посмотреть.
В центре повествования — история одного маленького человека, одной маленькой семьи. Ворчливый старик Уве помешан на порядке и соблюдении правил, постоянно досаждает соседям криками и замечаниями и время от времени безуспешно пытается свести счеты с жизнью, чтобы побыстрее воссоединиться с умершей женой.
Мир, в котором живет Уве, невероятно мал, а жизнь его кажется скучной, монотонной и холодной, что твоя Скандинавия: с юных лет и до самой старости, не меняя насиженного места, он отработал на железной дороге, следуя примеру своего отца. А потом тихо ушел на пенсию, когда новое молодое начальство аккуратно намекнуло ему, что пора бы заняться “личностным ростом”.
Казалось бы, вот и все: тут родился, тут работал, тут — с нетерпением доживает отведенные судьбой дни, нелюдимый и угрюмый. Но тем легче и интереснее следить за тем, как меняется и развивается персонаж. И это, пожалуй, главная ценность фильма: очень убедительно прописанные герои, в характер которых веришь, мотивацию поступков которых понимаешь и разделяешь.
Обычно для того, чтобы персонаж начал меняться, необходим какой-то сюжетный катализатор. В данной истории таким катализатором становится приезд в поселок, где живет Уве, молодой семьи: мягкий растяпа-муж, добрая и приветливая, но немного бестактная жена и две маленькие девочки.
Но предсказуемость сюжета нисколько не убивает интерес к фильму — слишком уж, повторюсь, хорошо продуманы и сыграны персонажи, и, наверное, слишком уж близко к сердцу воспринимается происходящее — ведь это маленькая драма обычного одинокого человека, до боли знакомая и близкая. Добавьте к этому неповторимую стилистику скандинавской кинематографической школы, с вечной темой тягучего одиночества и грустным, трогательным юмором, и получите прекрасный фильм.
Уве ездит на ухоженном Saab 9000, и вскоре мы узнаем, что предпочтения в выборе автомобилей у него просты и, пожалуй, даже скучны: на “Саабах” разных моделей он ездит всю свою жизнь. Это легкий, но важный штрих к образу героя. Вскоре Уве раскрывается перед зрителем как большой любитель техники, а главное — фанат марки Saab. Это очень важный момент, потому что эта марка играет важную роль во многих ключевых сценах фильма.
Например, изящный Saab 92 помогает нам узнать о трогательных отношениях Уве и его отца. Мы переносимся в детство Уве, и видим, как отец, молчаливый и довольно закрытый человек, как может старается учить сына жизни и дарит ему свою заботу. На помощь приходит автомобиль.
— Мотор может дать тебе крылья. Но если плохо за ним ухаживать, то крыльев как не бывало.
***
— Я хочу, чтобы ты знал, как все связано между собой. Ведь все связано… в 92-м “Саабе”, зачем свечи зажигания?
— Чтобы машина ехала?
— Верно… Видишь, Уве, это и есть жизнь! Запомни: в мире нет и не будет машины лучше, чем “Сааб”.
Затем именно Saab помогает Уве не облажаться на первом свидании, когда он в панике, не зная, как завязать разговор с девушкой, начинает сбивчиво рассказывать про автомобиль, а девушка неожиданно подхватывает разговор. Впоследствии она и станет его женой, единственной на всю жизнь.
Спустя много лет после того свидания именно к своему верному Saab 9000 обращается Уве в попытках свести счеты с жизнью. “Саабу” можно доверять. Это уж точно”, — говорит Уве и запирается в гараже с машиной, пытаясь отравиться выхлопными газами. И “Сааб”, видимо, помог бы, если бы не та самая соседка, о которой я говорил ранее.
Еще более интересно то, как позиционируется в фильме вторая шведская марка — Volvo. Внимательный зритель обратит внимание, что именно на Volvo в сюжет “въезжает” отрицательный эпизодический персонаж — работник какого-то местного ведомства, который хочет снести дом Уве. Так мы можем предположить, что марка Volvo выбрана специально для всех, кто так или иначе противостоит Уве по ходу фильма.
Поначалу это лишь предположение, но ему дают забавное шикарное развитие в истории дружбы Уве и его соседа Руне. Они были не разлей вода, пока Руне… не купил себе Volvo. С тех пор многие годы между ними шла “холодная война”: Уве менял “Сааб” на “Сааб”, Руне в ответ принципиально менял “Вольво” на “Вольво”, отвечая своему другу-противнику. А потом приятели рассорились окончательно, когда Руне сместил Уве с поста председателя жилищного кооператива, и… Уве так разозлился, что сразу пошел и купил себе Saab 9000. А Руне купил себе Вольво 960. Вот еще одна гениальная фраза из того эпизода:
— Я уже стал посматривать на новый “Сааб” 9-5, но потом подумал, что пора зарыть топор войны.
Но топор войны так и не был зарыт: Руне внезапно взял и купил себе BMW. Для Уве, который нешведские автомобили не приемлет вовсе, это было окончательным и бесповоротным предательством.
Марке Audi по ходу сюжета тоже достается:
— Какой может быть прок от водителя Ауди? Четыре нуля на капоте, один за рулем.
Здесь вот что важно. Нам с вами как поклонникам автомобилей, конечно, просто повезло, что режиссер выбрал именно машины как своеобразный символ всей истории, как способ показать характер главного героя. На месте автомобилей могли быть лодки, ружья, ножи, нарды — да все что угодно. Поэтому, пожалуй, сосредотачиваться при просмотре стоит не на автомобилях, а на том, как здорово они введены в сюжет. “Вторая жизнь Уве” однозначно понравится всем, кто ценит в фильмах не только красивую картинку. Трогательное, искреннее, местами смешное, местами грустное, а главное — на редкость доброе кино, каких сейчас попадается крайне мало. Маленькая история любви, верности и одиночества, мастерски снятая и талантливо сыгранная, после которой лично у меня в голове еще долго держался один вопрос, заданный в фильме самим Уве: как можно быть СЛИШКОМ добрым?