КолесаДаром

Lancia Stratos Zero’1970 by Bertone, перевод из Octane

Lancia Stratos Zero'1970 by Bertone, перевод из Octane
Аватар
Написано Денис Кислицын
auto.ru

Всем привет!

Autoteka

Как и обещал в предыдущем посте, сегодня я вас порадую полноценной статьей из журнала Octane.

Речь пойдет, пожалуй, о самом экстраординарном концепт-каре, который появился в 1970 году и стал предтечей легендарного раллийного автомобиля — Stratos HF. Кто еще не понял — статья посвящена Lancia Stratos Zero, уникальному шоу-кару, взорвавшем умы тогдашней автомобильной общественности.

Перевод вольный, фотографии заимствованы из сети, а текст написан исключительно для получения удовольствия или новых познаний читателями.

В общем, устраивайтесь поудобнее.

Оригинальный текст: Ричард Хэслтайн.

“Некоторые называют его самым новаторским дизайнером своей эпохи. Одной ногой он стоял на земле бренной, а точнее в офисе, предоставленном Нуччио Бертоне, который в нем души не чаял. Второй — в своем собственном, неизведанном мире. Марчелло Гандини. Весь свой творческий гений этот человек смог воплотить в автомобиле, о котором и пойдет речь — Stratos Zero. Который и автомобилем назвать тяжело — это, скорее, подвижная скульптура, призванная вызывать удивление, восхищение, а также обильную зависть и слюноотделение у конкурирующих дизайнерских ателье. И, знаете, с этим в 1970-м были определенные проблемы: это сейчас Zero воспринимается шедевром с классическим футуристическим дизайном, в 70-м же публика была не столь однозначна во мнении. Кто-то машину обожал, кто-то ненавидел, кто-то попросту не мог понять, что к ней испытывает. В общем, перспектива для проекта вырисовывалась весьма туманная, проще говоря — не вырисовывалась вообще.

Подливали масла в огонь и автомобильные издания того времени. Одни считали Zero “интересным”, но бессмысленным. Вторые — и их было большинство — воспринимали его только как произведение искусства, а не как автомобиль вообще. Иными словами, к машине никто не относился серьезно. Дальше всех зашли журналисты Autocar, которые поместили Stratos на одну из последних страниц, а Джеффри Ховард назвал его “лучшим автомобилем в мире, если отбросить все, кроме дизайна”. Оппонировал ему представитель Road & Track, а именно их писатель Кирил Постумус, написавший, что “Stratos — гениальное творение, дающее представление о том, что такое настоящий дизайн!”.

Однако, несмотря на поток очень своеобразных отзывов от журналистов и публики — назовем этих людей “наблюдателями” — были и те, кто видел в Zero реальный потенциал. В эту немногочисленную компанию входил и Чезаре Фьорио. Посвященный в дела Lancia (его отец был главой PR-отдела компании), этот человек был со-основателем HF Squdra в начале 60-х — команды, которая впоследствии стала официальным автоспортивным подразделением туринской фирмы в 1965 году (к слову, спустя четыре года контрольный пакет акций Lancia ушел в Fiat). И если большую часть совета директоров вполне устраивали имеющиеся у компании переднеприводные Fulvia, то Фьорио хотел большего — он хотел подарить миру будущее уже сейчас и сегодня. Для этого, на его взгляд, нужна была машина, но не простая, а уникальная. Которая станет одной в своем роде, а не новой версией уже имеющегося авто. После долгих вечеров в Bertone, он воплотил идею в жизнь — так родился Stratos HF, который мы с вами прекрасно знаем как суперкар, изначально заточенный под ралли.

Согласитесь, Фьорио имел явно нестандартное мышление, раз увидел в Zero будущий раллийный болид. Даже один из боссов команды Ferrari признался в интервью, что он вынашивает идеи по несколько лет, полирует их, прежде чем предложить начальству — иначе его бы никто не воспринимал серьезно. А тут на полном серьезе хотят из машины с единственной дверью, коей является лобовое стекло, сделать болид для ралли! Увенчалась ли затея успехом — все прекрасно знают, однако на фоне спортивных достижений HF теряются заслуги Zero, которые, между прочим, отнюдь не маленькие.

lancia_stratos_zero_concept_15

Перенесемся в конец 60-х — это время, когда дела Bertone были на подъеме, а дизайн машин этого ателье считался самым-самым. Лишь спустя пару десятилетий фирма снизойдет до помощи рядовым производителям в создании массовых автомобилей или эффектных концептов, а через еще такой же период времени — обанкротится. Благодаря гению своего времени Франко Скальоне, фирма из Турина стала знаменитой на весь мир — планету пьянили сексапильные очертания Alfa Romeo BAT. После Скальоне в Bertone пришел Джорджетто Джуджаро, который в момент доказал свою самостоятельность и идейность, сотворив в 1963 году на базе Chevrolet Corvair модель Testudo.

Но когда Гений-2, то бишь Джуджаро, покинул Bertone ради Ghia в 1965 году, Нуччио Бертоне не остался у разбитого корыта. Ведь у него на уме уже была замена — да, вы угадали, этой заменой был Марчелло Гандини. 27-летний юноша влился в коллектив Bertone двумя годами ранее, продемонстрировав Бертоне портфолио своих рисунков и набросков. Они впечатлили главу компании — но не Джуджаро, который скептически отнесся к талантам “желторотика”. “Желторотика” лишь в плане опыта, а не возраста — Гандини и Джуджаро являются ровесниками.

Concept Car, Bertone Lancia Stratos, 1970

С тех пор началась негласная война дизайнерских гениев, которая продлилась почти полвека. Искрой для этого противоборства во многом стала Lamborghini Miura, показанная на автосалоне в Женеве в 1966 году. Однако, если за точку отсчета этой “дуэли” взять именно скептицизм Джуджаро, то можно понять, что меньшего от Гандини ждать и нельзя было — он вовсю жаждал убедить своего коллегу в неправоте, доказать, что он достоин работать в Bertone. Вещьдоки, как говорится, не заставили себя ждать: Lamborghini Marzal и Alfa Romeo Carabo то и дело получали положительные отзывы, именовались “видениями суперкаров будущего”. Все шло четко по плану.

Вспомните, как выглядели обычные седаны 70-х, и поймете, насколько этот автомобиль опередил свое время. Но, так или иначе, его имя было очень красноречиво — машина создавалась без расчета на то, что она когда-нибудь станет серийной. Нуччио Бертоне называл ее Stratolimite — “гранью стратосферы”, то есть в его видении это был форменный звездолет. И с этим трудно поспорить — Zero был написан на совершенно новом языке дизайна: будучи стремительным, обтекаемым, он является… представьте себе, вполне функциональным.

Легенда гласит, что при создании Zero в Bertone руководствовались простым правилом: создать нечто, что будет максимально низким и иметь такой вид, словно оно едет даже тогда, когда стоит. И им это удалось: при высоте в 84 см, автомобиль даже ниже, чем British Probe 16. Гандини пришлось изрядно поколдовать над кузовом, что привело к цепной реакции и возникновению других интересных идей — например, трапециевидной двери, которая одновременно является лобовым стеклом. На первый взгляд кажется, что фар у машины нет, но, поверьте на слово — они есть. Более того, есть и задние фонари, составленные из 84-х отдельных лампочек. Такие детали характеризует Zero лучше любых слов. Придают мускулистости, в принципе, элегантному кузову широкие шины, мощный раструб выхлопных труб, а также выпирающая из-под кузова трансмиссия.

Остановимся на двери. В то время, когда концепты конкурентов щеголяли Lambo-дверями, “крыльями чаек” и тому подобными решениями, в Bertone создали революцию — подъемное лобовое стекло, служащее и для входа-выхода. При этом вперед откидывалась рулевая колонка, облегчающая непривычную посадку, то есть все, что водителю оставалось сделать — сесть, поднять обратно к себе штурвал и закрыть дверь (к слову, черная трапеция под лобовым стеклом сделана из резины — чтобы пассажиры не испортили лакокрасочное покрытие при посадке). Эмблема Lancia на резиновом “наружном коврике” служила ручкой открытия. Очевидно, что позиция седоков в салоне далеко не самая оптимальная — они почти лежат, к тому же в окружении передних колес. Однако, на самом деле, все не так плохо — водитель отменно видит дорогу, ведь ничто не перекрывает ему обзор. Ибо приборная доска вынесена на арку переднего левого колеса. Считывать показания с зеленого оргстекла, конечно, не очень удобно и просто, но зато весьма футуристично с позиции 1970-ого года.

Увы, под эффектными формами Zero скрывается довольно унылая начинка, состоящая из деталей тогда уже выпускаемой Lancia. Мотор, например, 1.6-литровый V4, взяли из разбитой Lancia Fulvia HF, шасси же было разработано с нуля в Bertone. От Fulvia концепту также досталась задняя ходовая, включающая подвеску на сдвоенных поперечных рычагах и поперечной рессорой (по сути — передняя подвеска от Fulvia, развернутая задом наперед). Спереди установили стойки McPherson, по кругу — дисковые тормоза (да-да, всех колес). 45-литровый топливный бак разместили справа от двигателя.

Чтобы доказать, что Zero — не просто красивая игрушка, его предоставили на тест журналу Quattroroute. Журналисты, колесившие по Милану, отметили никакую обзорность назад (небольшие зеркала заднего вида были размещены в “ушках” передних арок — лишь позже появился так называемый “перископ заднего вида”), но в остальном остались довольны. Можно только представить реакцию людей на улицах, когда мимо них проплывало это чудо. Наверное, они думали, что это подбитый космический корабль, ковыляющий непонятно куда.

Но Нуччио Бертоне пошел дальше — со своим детищем он прибыл в спортивное подразделение Lancia. На двое стоял февраль 71-ого.

Глава подразделения Фьорио, разумеется, был “за” — в этом звере он видел будущее ралли. Оставалось убедить в том же Уго Гоббато — главу Lancia. Потому Фьорио устроил для Stratos Zero смотрины. Ходят слухи, что на парковку завода Бертоне въехал прямо под закрытый шлагбаум, и так же выехал (правда это или вымысел — история умалчивает, но шок парня, ответственного за шлагбаум, понять можно). Долго уговаривать Гоббато не пришлось — он сам все видел. Как Бертоне проехал под препятствием, поднял стекло, откинул руль и вышел. Проекту дали зеленый свет незамедлительно. И вскоре был заключен контракт на создание раллийной версии Stratos, но это уже совсем другая история.

Стоит заявить, что Stratos Zero имеет не так много общего со своим гоночным тезкой — во многом этот проект был необходим, чтобы наладить отношения между Bertone и Lancia. На нем Гандини, разумеется, не остановился, выпустив еще несколько “громких” шедевров — взять хотя бы Lamborghini Countach LP400, в котором здравомыслия было всего ничего. Однако именно Zero, в силу определенных обстоятельств, лучше всего выдержал (и выдерживает) проверку временем. Его знали во всем мире, он принес Bertone оглушительную славу, отчего занял в музее компании особое место (перед этим будучи перекрашенным из медного в серебристый цвет).

lancia_stratos_zero_concept_4

Хоть взгляд на будущее менялся из года в год, Zero оставался на волне. Именно этим можно объяснить его появление в клипе Майкла Джексона “Moonwalker”. Точнее, не его, а реплики Zero. Поскольку продюсерам не удалось достать оригинальный прототип, было решено использовать копию.

В 2000 году автомобиль был отреставрирован и выкрашен в оригинальный цвет. С тех пор Zero переживает свое второе рождение, иногда появляясь на различных выставках. Из-за финансовых проблем Bertone пришлось продать Zero — и на аукционе RM в Villa d’Este в мае 2011-ого он нашел своего нового хозяина, который заплатил за него 761.100 евро.

Учитывая, что очертания этой машины проглядываются почти во всех шедеврах Гандини, ее влияние сложно переоценить. Нынешний глава дизайнерского бюро Lancia признается, что именно Stratos Zero побудил в нем желание рисовать автомобили. Будучи мальчиком, растущим в Калифорнии, он открыл автомобильный журнал отца, где был Zero. Достойное наследие, как для машины, названной ничем. Нулем.”

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Двигатель — 1584 куб. см, V4, DOHC, два карбюратора Solex C42 DDHF
Мощность — 115 л.с. при 6000 об/мин
Крутящий момент — 153 Нм при 4500 об/мин
Трансмиссия — Механическая, 5-ступенчатая, задний привод
Рулевое управление — Червячно-роликовое
Подвеска — Передняя: стойки McPherson; задняя: сдвоенные поперечные рычаги, поперечная рессора, стабилизатор
Тормоза — Дисковые
Масса — 710 кг
Динамика — Макс. скорость: 200 км/ч (оценочно)

lancia_stratos_zero_1

Надеюсь, вам понравилось!


Партнер материала - автохимия Grass. Получите 500 бонусов при регистрации по ссылке на сайте Grass.su

Об авторе

Аватар

Денис Кислицын

Оставить комментарий