Добрый день!
Продолжим о дизайне автомобилей)
В предыдущих сериях:
Кризис дизайнерских идей или куда нам столько «парящих» крыш?
Почему сосисочная? Да потому, что в последнее время модели всех трех немецких премиум-брендов (а в принципе и не только немецких) стали различаться между собой лишь длиной, как сосиски. И основное тому объяснение — акцент на преемственность.
Преемственность бывает в рамках как одной модели, так и всего бренда.
Когда речь заходит о внутрибрендовой преемственности, то основной ее задачей является выдержать все модели одного поколения в схожем стиле, тем самым подчеркнув их принадлежность к одной марке и повысив узнаваемость среди автомобилей конкурентов.
Как правило такого эффекта можно достичь найдя свою “фирменную” стилистику, завязанную на оригинальность и схожесть светотехники (фар и фонарей), фальшрадиаторных решеток, плечевой и оконной линий кузова, а так же общими пропорциями кузовов одного типа.
Лучше всего в этом деле преуспела немецкая тройка: Ауди, БМВ и Мерседес.
Каждая нашла свою фирменную черту, которой и старается придерживаться, причем речь не только о фальшрешетках радиатора, о которых я уже не так давно писал , но и в целом о подходе к нарисованию автомобилей.
Например Ауди в этом вопросе ведет себя довольно консервативно, и это касается не только отличий межд моделями, но и даже между их поколениями. Дизайн довольно строгий, с множеством прямых спокойных линий, глядя на которое возникает только одно чувство — спокойствие. Примерно такой же эффект оказывает зеленый цвет для наших глаз.
Форма фар и фонарей пожалуй наиболее прямоугольная из немецкой тройки, и соответственно в них меньше всего азиатщины. Боковая линия кузова как правило прямой или волнистой струной простирается от носа до хвоста автомобиля, визуально подчеркивая его длину.
Будь Ауди человеком, это был бы метросексуал, вечно одетый в чистенький и выглаженный костюмчик, модные, но не броские туфли, и конечно же пальто. Из аксессуаров — классические стрелочные часы. Телефон — iPhone, причем не факт, что самый последний, в котором кроме функций звонить и СМС он изредка слушает музыку и пользуется навигатором.
Если же взглянуть на нынешние Мерседесы, то здесь пожалуй Азия вогрузила свой флагшток как на покоренной вершине! Фары — самые раскосые, фонари — многогранные и заостренные, а боковая линия поломана в нескольких местах как уши борцухи.
Основная задача такого дизайна — освежить восприятие модели, дав одновременно что-то новое и свежее, и оставив при этом общие черты кузова узнаваемыми. Всевозможные изгибы и отсутствие академических прямых игриво зазывают падких на красоту ценителей прекрасного.
Возможно таким образом дизайнеры Мерседеса хотят передать его свободное от предрассудков настроение, ведь каким бы неординарным ни был его дизайн — звезда на капоте мигом превратит автомобиль в объект вожделения.
Будь Мерседес человеком, он бы был высокой длинноногой девушкой, скорее всего блондинкой, в ярком платье необычной формы и обилии блестящих аксессуаров и драгоценностей. Телефон — золотой iPhone 6s, потому что плевать что он большой и неудобный, зато у всех подруг такой же, а от ну никак нельзя отставать! Любимые функции — Инстаграм, Фейсбук, Твиттер и конечно же селфи везде и в любых позах. И не забываем про модный чехол!
Дизайн БМВ — это конечно же агрессия и стремительность! Автомобиль всем своим видом должен показать, что он не только быстрый и сильный, но еще и умеет сочетать это с утонченной элегантностью. Ноздри фальшрешетки уже давно у многих владельцев ассоциируются с животным миром, невольно наталкивая на ассоциации со зверушками, но от этого автомобиль только выигрывает, потому что к нему начинаешь относится как к чему-то одушевленному, словно домашнему питомцу (может кстати поэтому БМВшники, коим и я являюсь, любят эту марку сильнее?).
Кроме ноздрей ключевым элементом уже долгие и долгие годы являются коронарные кольца ходовых огней (ангельские глазки), дающие 100% узнаваемость в любое время суток (если только это не цивик или круз с колхозными фарами с колечками :D), а так же L-образные фонари, визуально расширяющие корму автомобиля.
При взгляде сбоку в первую очередь конечно же бросается в глаза изгиб Хофмайстера, и если на автомобилях в кузове универсал/хетчбек (Х1-Х6 и некоторые другие) этот изгиб носит скорее только дизайнерскую составляющую, то на других моделях (преимущественно седанах) такой изгиб позволяет с большим комфортом войти на задний ряд, не рискую приложиться головой о заднюю стойку.
Так же боковину пронизывает несколько прямых горизонтальных линий. Ключевая — плечевая линия, четко разделяющая верх и низ автомобиля, которая в совокупности с дополнительной выштамповкой по нижнему контуру кузова создает объемный эффект и интересную игру света и тени.
Стоит отметить, что игра света и тени с приходом Криса Бенгла стала одним из ключевых моментов дизайна БМВ, а после концепта GINA, являющего собой родстер с “живым” не металлическим кузовом (определенный состав ткани, натянутый на трубчатый каркас) вся стилистика БМВ пошла по стопам “живого/животного” дизайна.
Концепт был создан аж в 2001 году, однако официально показан публике только в 2008!
Будь БМВ человеком, это был бы спортивный молодой человек, не стесняющийся носить пиджак с джинсами, кедами и футболкой, любящий стильные аксессуары, но знающий меру в их количестве. Борода или щетина — абсолютно нормальное явление. Телефон — имиджевые или топовые модели Самсунг или iPhone (не обязательно самые последние), в меру функциональные и продвинутые, но без ущерба удобству пользования им как телефоном. Походить со старенькой Нокией, не переживая быть засмеянным — пфф, не вопрос.
Все это касалось преемственности внутри бренда. А что такое межмодельная преемственность?
Это когда вы не глядя на шильдики можете по габаритам и дизайну понять, что перед вами например А4 предыдущего поколения, или семерка БМВ 90-ых годов, не спутав при этом их с младшими или старшими поколениями. То есть опознать среди схожих по дизайну моделей одного бренда и лет выпуска принадлежность автомобиля к конкретной модельной линейке.
И здесь есть весьма интересный момент, ведь если отсутствие преемственности внутри бренда является дурным тоном и говорит скорее о несостоятельности марки изобрести свое “лицо”, то отсутствие преемственности среди одной модели, но разных поколений не является столь критичным и у каждой марки есть свое видение на данный вопрос.
Кто-то единожды изобретя очень удачный дизайн продолжает эксплуатировать его узнаваемость и акцентирует внимание на технической начинке, как например Порше 911 или ФВ Жук. Это пример эволюционного подхода, подразумевающего постоянное совершенствование одного дизайна, оттачивая его и доводя до идеала. Проследить родственность моделей можно даже в тех случаях, когда перед вами стоят два поколения автомобилей, между которыми были еще звенья.
Кто-то же предпочитает от модели к модели придумывать новый дизайн, каждый раз пытаясь с нуля завоевать сердца покупателей — Форд Фокус, Пежо 308, Тойота Королла и т.д. Это примерреволюционного подхода, подразумевающего соответствие модели текущим ценностям бренда, но без привязки к стилистике предшественника. Минус в том, что увидев свежую модель впервые, не всегда удается четко ее идентифицировать. Для кого-то это плюс, а для кого-то — минус.
Так как речь у нас идет о Немецкой тройке, то стоит обратить внимание, что среди них так же есть приверженцы обоих этих подходов, однако все немного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Поскольку наиболее показательными с точки зрения дизайна являются как правило флагманские модели, то и сводку я сделал именно по ним, и рассуждать мы будем так же отталкиваясь от их дизайна.
Так же небольшая ремарка, чтобы всем было понятно значение слова Флагман в контексте автомобильной индустрии: основные синонимы Флагмана — это «первый», «главный» и «ведущий», т.е. под ним понимают модель, занимающую наивысшую позицию в иерархии моделей автомобильного бренда, коими и являются Ауди А8, Мерседес S-класса и БМВ 7 серии.
Однако у слова Флагман, как выше писал, есть еще и синоним “первый”, т.е. это модель, которая первой являет миру новые разработки и технологии, которые в дальнейшем появятся на остальных моделях бренда.
И если у Мерседеса и БМВ все инновации на 95% появлялись именно на S-классе и 7 серии, то Ауди как то неудачно расположила в производственной программе модель А8, и она то и дело отстает от других моделей концерна. Например мультимедиа система MMI впервые появилась на моделях Ку7 и А4, впрочем как и новомодная полностью цифровая приборка. Светодиодные полоски ДХО так же впервые появились не на А8, а на R8.
Есть и другие примеры, и это все конечно не критично в масштабах бренда, но когда речь идет о статусе, то согласитесь обидно купить свежую А8 и не иметь тех опций, которые есть в младших моделях…
Возвращаясь к теме эволюционно-революционного подхода к дизайну предлагаю взглянуть внутрь флагманов и в профиль на их кузова, так как перед и зад скорее относятся к внутрибрендовой преемственности, а межмодельную преемственность (преемственность поколений) проще отследить именно по профилю кузова.
Если смотреть снизу вверх, то Мерседес придерживается следующей схемы:
Эволюция > Эволюция через Революцию > Революция > Революция > Эволюция через Революцию > ?
БМВ:
Эволюция > Эволюция через Революцию > Революция > Эволюция > Эволюция через Революцию > ?
Ауди:
Эволюция через Революцию > Эволюция > ?
Как видно, Мерседес больше придерживается революционного подхода, когда дизайн каждой последующей модели меняется довольно сильно по отношению к предшественнику, при этом временами сохраняя некоторые его черты. Если продолжить логическую цепочку, то следующий S-класс должен быть революционным! То есть ни на что не похожим.
БМВ чуть более консервативная, предпочитая делать кардинальную смену имиджа раз в три поколения, эволюционируя в это время свои модели на грани революции, но сохраняя общие черты. Следующая семерка, которая появится через долгие 7 лет должна стать настоящей революцией в дизайне!
Ауди же больше склонна к эволюционному дизайну, предпочитая оттачивать его от поколения к поколению, что аналогично проявляется и на других ее моделях. Однако так как А8 насчитывает всего 3 поколения, сложно предсказать что нас ждет дальше, но я более чем уверен, что никакой революции и с 95% уверенностью могу утверждать, что это будет Эволюция через Революцию, что мы совсем скоро в ближайшие год-два и узнаем!
Ради интереса предлагаю оценить по аналогичной схеме и интерьеры этих автомобилей:
Мерседес:
Эволюция > Эволюция через Революцию > Революция > Революция > Эволюция через Революцию
БМВ:
Эволюция через Революцию > Эволюция > Революция > Эволюция > Эволюция через Революцию
Ауди:
Эволюция через Революцию > Эволюция
Можно сделать выводы, что за исключением того, что интерьеры первых БМВ поменялись типами подхода местами, в остальном сами интерьеры всех трех брендов менялись ровно так же, как и изменялись автомобили внешне.
Так в чем был смысл этой моей статьи?
Смысл таков, чтобы показать и акцентировать ваше внимание на том, что каждый из этой троицы является самостоятельным брендом, имеющим свой подход к проектированию автомобилей, их дизайну и идеологии, и не смотря на борьбу в одних и тех же сегментах им все еще удается сохранить индивидуальность и иметь собственную клиентуру.
А значит вместо того, чтобы обсуждать кто лучше, БМВ, Ауди или МБ, предлагаю просто присесть и задуматься над тем, почему у них по сей день целая армия поклонников, и каждый считает свою любимую марку лучшей?
Все просто — люди разные, и вкусы у них тоже разные, а о вкусах не спорят.
Спасибо за внимание!