КолесаДаром
Интересные люди

Чем хорош новый Top Gear и как Крис Харрис поругался с Ferrari

Чем хорош новый Top Gear и как Крис Харрис поругался с Ferrari
Аватар
Написано Денис Кислицын
auto.ru

Всем привет!

Autoteka

Я не выдержал и решил снова обратиться к теме “Топ Гира”, ибо мыслей по прошествии сезонов Top Gear и Grand Tour накопилась масса — хоть я и с запозданием решил этими мыслями поделиться. Дело в том, что я долго пытался разобраться в собственных впечатлениях от шоу. И понял удивительную вещь: очень круто, что появился новый Top Gear, а старая троица ведущих создала Grand Tour!

Давайте разбираться. 23-й сезон «Топ Гира» можно считать холостым выстрелом и полным провалом — да мы с вами это уже и обсуждали. Но в 24-м сезоне от портившего все Криса Эванса не осталось и следа, основная партия досталась куда более интересным и приятным Мэтту Леблану и Крису Харрису, да и Рори Рейд оказался вполне неплохим ведущим. Рейтинги шоу немного выровнялись, и это сразу дало повод оценивать Top Gear наравне с Grand Tour.

1. Сценарий.

Начну с минусов. Основное слабое место сценариев у Grand Tour и Top Gear одинаковое — они «вязнущие». Нет, не все, конечно, но «проплешины» есть. Порой идея сюжета кажется многообещающей и интересной, но очень быстро развитие событий словно застревает и полностью теряет динамику. Яркий пример такого сюжета у Top Gear – соревнования Baja в пустыне, у Grand Tour – путешествие по Марокко. В них слишком мало «крючков» для зрителя в виде неожиданных ходов, крутых поворотов, которые заставляли бы думать, что же будет дальше.

В целом же по качеству постановки оба шоу лично для меня оказались примерно на одном уровне, но пришли к этому уровню по-разному. У Grand Tour постановочных недочетов практически нет, шоу осталось верно фирменному старому доброму стилю Top Gear, но общий его уровень явно не дотягивает до лучших творений старины Энди Уилмана – парни словно находятся в творческом кризисе, выезжая на мастерстве. Нет откровенных провалов, но и по-настоящему ярких идей тоже нет.

У нового Top Gear – другая проблема: классные и очень удачные сюжеты контрастируют с явными сценарными провалами. Например, дуэль Мэтта против Криса в ОАЭ — пожалуй, самая бессмысленная за всю историю самого формата подобных соревнований в старом Top Gear. Кто-нибудь объяснит мне, зачем Леблан так часто менял средства передвижения? Раньше в подобных сюжетах это было продиктовано теми или иными обстоятельствами. Здесь — нет. Поменяв кучу транспорта, Леблан в итоге все равно садится на байк и едет по дороге, как и Харрис. Два колеса, а не четыре; байк, а не автомобиль… это оправдание? Серьезно? А почему он тогда сразу на нем не поехал? Проблема пробок перед ним вообще бы не стояла.
Еще одно слабое место – откровенные бреши в сценарии. Top Gear, первая серия, гонка в Казахстане. Лондонское такси Рори Рейда скатывается под уклон и намертво застревает в песчаной насыпи. Победа в гонке под угрозой, Рори в отчаянии. Ему срочно нужно как-то вытащить автомобиль, причем сделать это быстро. Как же он поступит?

А никак. В следующей сцене Рейд уже снова мчится к финишу. Зрителю показали завязку конфликта, поставили героя перед сложной задачей, решить которую нужно очень быстро… А процесс решения проблемы оставили за скобками. Напряжения нет, интриги нет. Слабо.

Аналогичная проблема – в последней серии сезона. Сделали роскошную яхту из SsangYong. Во-первых, сюжет снова получился куцым — процесс строительства нам не показывают (ау, сценаристы!). А ведь это очень обширное поле для создания комичных сцен! Во-вторых, на выходе получилась тупо яхта с поставленным сверху автомобилем.

Однако, как я говорил, удачных находок тоже немало. Шикарна идея с игрой в Pacman на автомобилях, новый формат «звездных» заездов смотрится гораздо легче и интереснее, чем в старом «Топ Гире», а развлекухи Леблана с тяжелой техникой напомнили о теплом ламповом британском шоу «Головоломы» (которое вел Ричард Хаммонд, что характерно).

2. Съемки.

Вот здесь — мой низкий поклон съемочным группам обоих проектов. Сразу видно, что на качество картинки денег не жалели. Хотя при прочих равных я все-таки отдаю предпочтение Top Gear. Сцена по мотивам Бондианы в хорошем смысле сбила с толку своим размахом и качеством постановки. Да и в мелочах операторы нашли ряд классных новых решений. Обратили внимание на точки съемки быстрого круга звезд на Toyota GT86? На предпоследнем повороте появилась «проводка» автомобиля в кадре, заметно добавляющая динамизма.

У Grand Tour и в этом аспекте что-то особо выделить не получается — уровень съемок крайне высок, но без акцентов. Разве что открывающая сцена сезона получилась особенно яркой. Она заставила вспомнить последнюю сцену из заключительной серии двадцатого сезона, отдававшую дань уважения британскому автопрому, — там масштаб и логистика съемок тоже вызывали восхищение.

3. Ведущие.

Вот мы с вами и подошли к главному. Диалоги, типажи, их взаимоотношения в сюжете, — у нового трио это смотрится очень органично. Обратите внимание, как в целом изменилась модель взаимодействия ведущих: Top Gear стал в буквальном смысле слова добрее! Любой конфликт, подколка, едкая шутка неизменно заканчиваются общим дружеским смехом, похлопываниями по плечу. Уверен, такой формат взаимодействия ведущих был проработан специально, чтобы отвести зрительскую аудиторию от ассоциаций со старой командой и заставить забыть, из-за чего, собственно, у нас теперь два автомобильных шоу, а не одно.

Впрочем, прописаны роли или нет, эмоциям новой команды Top Gear я легко верю. Леблан, Харрис и Рейд — искренние, они полны энтузиазма и они убедительно показывают, что очень любят свою работу и очень любят автомобили.

Кларксон, Хаммонд и Мэй, в свою очередь, по-прежнему хороши, но в том-то и нюанс, что они принципиально пытаются гнуть линию старого стиля ведения шоу. И иногда перегибают: что-то уж слишком много в этот раз шуток ниже пояса и откровенной чернухи. Бедного Даниэля Рикьярдо, вон, вообще в фарш превратили. Да и в целом шутка с гибелью звезд быстро надоедает, равно как и болтающий тест-пилот.

Поэтому принципиальная разница между Top Gear и Grand Tour заключается в том, что старая троица предана «Топ Гиру», а новая – предана автомобилям. И это здорово, потому что смотреть можно и то, и другое, наблюдая за здоровой и высокобюджетной конкуренцией.

Хотя… есть ли здесь конкуренция? Вот вам напоследок одна интересная история. Как-то так вышло, что парня по имени Крис Харрис в России до недавнего времени знали немногие, а ведь он на самом деле очень крутой автомобильный журналист. Скажем так: круче журналиста, которому компания Ferrari разрешает тестировать свои автомобили, может быть только журналист, которого компания Ferrari не подпускает к своим автомобилям и на пушечный выстрел. И этот человек – Крис Харрис. Нет, это не запрет в формате «Мальчик, ты чей?». Это запрет в стиле «Мамма-мия, это же Харрис, скорее прячьте автомобили!».

Что характерно, именно Харрис тестировал Ferrari FXXK.
Что характерно, именно Харрис тестировал Ferrari FXXK

А все дело в том, что в 2011 году Харрис выступил с гневным пассажем в адрес Скудерии. Он обвинил компанию в том, что та подсовывает журналистам на тест автомобили, которые по характеристикам превосходят клиентские модификации. Чуть мощнее мотор, чуть более цепкие шины и так далее – все ради того, чтобы автомобиль понравился. По словам Харриса, у него как-то появилась возможность сравнить динамику разгона тестовой пресс-парковой Ferrari 360 Modena с абсолютно аналогичной клиентской моделью. Тестовый автомобиль разгонялся с нуля до 160 километров в час на две секунды быстрее!

А в 2007 году был абсурдный тест Ferrari 599 GTB для британского издания Autocar. Пиарщики Ferrari заранее попросили сказать, на каком треке будут проходить заезды. Затем привезли машину на этот трек, чтобы специально настроить машину под конкретную трассу, в ходе тестовых заездов машину разбили (!), отвезли обратно на завод, починили, снова привезли на трассу, настроили и только потом отдали Харрису. Еще и заверили, что машина «абсолютно стандартная».

В общем, Харрис психанул и разразился большой разоблачающей статьей на портале Jalopnik, рассказывая о всей грязной кухне пиарщиков Ferrari. У итальянцев от такого срыва покровов неслабо пригорело, и они перестали выдавать Харрису автомобили. При этом, что характерно, сами автомобили Ferrari Харрис очень любит и даже сам ездит на FF.

Но в этой истории важно то, как стороны помирились. В 2013 году Харрис выпустил тест-драйв спайдера Ferrari 458 Italia, в котором хорошо отозвался об автомобиле. Ролик набрал более миллиона просмотров, и сердца пиарщиков Ferrari оттаяли: старые обиды были забыты (хотя компромат на компанию-то никуда не исчез, так что, как говорится, осадочек остался).

Тест проводился без ведома Ferrari, при этом машина была из пресс-парка. Как так получилось? Очень просто: на самом деле, эту машину взял на тест другой автомобильный журналист, который потом тайком передал ее Харрису. И этим журналистом был Джереми Кларксон.

Одним словом, следует учитывать, что шоу могут и конкурировать, но тусовка у ведущих, продюсеров и пиарщиков автомобильных брендов все равно одна — грубо говоря, в одних и тех же барах пиво пьют. А это означает, что радикальной разницы между Top Gear и Grand Tour не было и не будет: общий круг общения неизбежно порождает общие идеи, а бюджеты и профессионализм всех причастных к этим проектам просто не дадут одному из шоу взять верх — просто инструменты используются разные. И нам с вами от этого только лучше — у нас есть возможность смотреть сразу две крутые автомобильные программы.

Заходите в мою группу в ВКонтакте, там немало интересного: vk.com/gpclub


Партнер материала - автохимия Grass. Получите 500 бонусов при регистрации по ссылке на сайте Grass.su

Об авторе

Аватар

Денис Кислицын

Оставить комментарий